Мини - мотоцикл своими руками
Самоделки вездеходы /17-июн,2021,23;15 /
7064
Продолжаем знакомить наших читателей с творчеством Михаила Ландышева из подмосковного Внуково. Были четырехколесные «тарабайки», были «гусенички» - пришло время чего-то более привычного. Впрочем, вся техника у Михаила получается весьма оригинальная. Итак, теперь два колеса - по сути, это минимотоциклы. И, как всегда, во множественном числе, ведь автор обычно строит сразу две машины.
Первым Михаил выводит из гаража зверя покрупнее, да и помощнее. Мотор тут тот же, что стоит на младшем из «тарабайков» - четырехтактный YX 160 в сборе с четырехступенчатой КПП. Опять очень плотная компоновка, продуманная до мелочей. Рама согнута и сварена из трубы диаметром 27 мм, причем только снизу, где она служит подрамником для силового агрегата, она толстостенная, сверху же идет внешне такая же труба, но тонкостенная. Сделано это для снижения массы мотоцикла.
По-настоящему изумляет передняя подвеска. Воспринимается она как нечто весьма заумное технически и в то же время дизайнерские изысканное. Центральный моноамортизатор от велосипеда установлен между верхним рычагом и нижним маятником, на котором качается колесо. Проведя некоторые манипуляции. его можно подогнуть внутрь, прижать к раме - тогда мотоцикл реально положить в багажник «Волги». Впрочем, на практике Михаил этого никогда не делал, поскольку в том нет реальной необходимости. Однако захотелось сделать складной мотоцикл - и пожалуйста, он перед нами! Или зачем, например, нужен сдвоенный выхлоп, ведь прекрасно можно ездить и с одной «банкой»? Но с двумя машина выглядит интереснее! Из той же трубы, что и рама, согнута приемная труба глушителя, разделяющаяся на две ветви. Звук выхлопа, который в итоге получился, Михаилу нравится.
Передняя вилка поворачивается не на подшипниках, что, согласитесь, было бы скучно, а на двух вазовских шаровых опорах. Смысл в такой «хитрой» конструкции только в том, что это оригинально, никто так не делает. Тем не менее, все работает. Незначительный перекос вилки под нагрузкой наблюдается, но это не страшно. Ось качания заднего маятникового рычага совпадает с осью вращения моторной звездочки, поэтому при работе подвески натяжение цепи привода заднего колеса не меняется. По мере износа цепи (стандарт 428) ее можно чуть-чуть подтянуть, но именно что чуть-чуть, поскольку тормозной суппорт установлен на маятнике и вместе с колесом не смещается. Нужно следить, чтобы тормозной диск не «выехал» из суппорта или не заклинил в нем.
Привод обоих тормозов, кстати, гидравлический. Вся необходимая «арматура» китайского происхождения. Задний маятник непростой - он выполнен составным, чтобы обойти ножку кик-стартера, и передает усилие на центральный моноамортизатор, спрятанный под сиденьем, через шарнирный рычаг.
На небольших колесах 3,6 - 10" от карта мотоцикл управляется, мягко говоря, неважно, дорогу толком не держит - в этом автор статьи убедился лично. И это при том. что по краям, в так называемых плечевых зонах, как говорят шинники, резина сточена «болгаркой» - иначе ездить было вообще почти невозможно. «Почти», потому что однажды 38 км Михаил на своем творении проехал, именно на еще не «допиленных» колесах. Измучился, но проехал, проверяя, на сколько хватит пластикового бачка на 1,1 литр топлива. Скромный километраж? Михаил так не считает. Да и строит он свои машины не для ежедневной эксплуатации. Говорит, что гораздо интереснее их придумывать и воплощать в металле. Руки, что называется, чешутся, поэтому нет ничего удивительного в том, что вслед за первым мини-байком сразу появился второй.
Задача - построить мотоцикл еще меньше размерами (чтобы умещался в лифте городской квартиры без задирания на заднее колесо), легкий, для детей и взрослых, не имеющих опыта езды. А может, все дело в том, что просто хотелось найти применение старому мокику «Рига-мини», пылящемуся в гараже и давно уже не работающему. От него тут и взяты рама в сборе с передней вилкой, но все, конечно, основательно доработано. Появился крепкий подрамник с интегрированными дугами безопасности под новый силовой агрегат - 100-кубовый моторчик Honda от силовой техники, без КПП. но с центробежным сцеплением. Обороты выходного вала у него, конечно, слишком велики, поэтому пришлось помудрить с трансмиссией. Она здесь состоит из двух передач: одна традиционная цепная на заднее колесо, но перед ней есть первичная ступень с ременным приводом. Ремень и шкивы взяты от ГУРа легковой иномарки и обеспечивают понижение оборотов примерно в три раза. При настройке привода сначала натягиваешь ремень, смещая ось ведомого шкива, но поскольку она же ведущая ось цепной передачи, то надо сдвинуть заднее колесо, чтобы натянуть цепь.
Колеса поставлены от садовой тачки. Очевидно, что для подобной эксплуатации, таких скоростей, они не предназначены. Поэтому штатные насыпные подшипники заменены на нормальные, с обоймами. Насколько хватит резины, сказать трудно, но опять-таки - техника не эксплуатируется активно. Если же пробеги возрастут, то колеса, скорее всего, придется менять на что-то более подходящее.
Задний маятник с амортизаторами также от «Рига-мини», но добавлен тормозной суппорт. Интересно, что он механический, с прямым приводом тягой от педали тормоза. Михаил приобрел это устройство с непонятной родословной на барахолке, говорит, что работает оно весьма эффективно. А спереди тормозов нет вовсе.
Привод заслонки карбюратора осуществляется тросиком, связанным не с поворотной рукояткой, а с рычагом, как у квадроциклов. Причем по условиям компоновки установлен он не непосредственно на трубе руля, а на приваренном к ней отростке, что выглядит довольно диковинно. Впрочем, вся техника Михаила Ландышева воспринимается как экзотика, с большой любовью к делу исполненная. При таком подходе не приходится сомневаться, что это далеко не последняя публикация о его творчестве.
Андрей ФАРОБИН, фото автора