Лебедка, которая пашет

Полезные приспособления /12-окт,2011,19;09 / 61197
Лебедка, которая пашет

Многие сельские самодеятельные конструкторы вполне справедливо считают мотолебёдку самым перспективным почвообрабатывающим агрегатом. Однако и она не без недостатков. И главный из них - это необходимость всякий раз перетаскивать достаточно тяжёлый плуг от конца борозды к её началу, одновременно сдвигая саму мотолебёдку на расстояние, равное межбороздному. Дело в том, что в данном случае силовой агрегат и почвообрабатывающее орудие разделены.

Выход, однако, из этого положения есть. Ничто не мешает объединить мотолебёдку и плуг в единое целое. Правда, это уже будет не универсальный механизм, способный пахать, бороновать, культивировать и служить грузоподъёмным устройством на строительстве дома или при рытье колодца, а просто плуг. Плуг с мотоприводом.

Смонтированная на нём мотолебёдка с помощью троса сама подтягивает себя к якорю. В конце борозды плуг нужно лишь развернуть, а к началу новой борозды перенести только якорь. Остаётся лишь включить первую передачу, отпустить ручку сцепления и «дать газу».

Основу такого мотоагрегата составляет плуг, сконструированный по типу классического, конного. У него - усиленная V-образная рама, сваренная из стальных труб прямоугольного сечения 40x60 мм (можно воспользоваться и круглыми с внешним диаметром 40-50 мм).

Полевая доска и отвал этого плуга - из стального листа толщиной 3 мм, ползун - из уголка 30x30 мм. Для лемеха лучше использовать закалённую качественную сталь - например, диск циркулярной пилы толщиной около 4 мм.
Лебедка, которая пашет

Бороздное колесо диаметром 300 мм и полевое диаметром 160 мм сварены из листовой стали. Колёсная ось согнута из стального прутка диаметром 20 мм.

Поверх рамы плуга располагается моторама - дугообразный кронштейн, на котором смонтирован двигатель типа V-50 (таким в своё время оснащали «тяжёлые» мопеды).

Мощность у него небольшая, всего около 2 л.е., однако усилие на тяговом барабане оказывается вполне достаточным для вспашки огорода под картошку.

Топливный бак монтируется «штатно» - также, как и на мопеде. В принципе, подойдёт и пластиковая канистра ёмкостью около 5 л, нужно только врезать в её днище топливный краник от любого мотоцикла или мопеда.

Как известно, двигатель V-50 не рассчитан на работу без обдува встречным потоком воздуха. Однако организовать принудительное охлаждение не слишком сложно. Для этого нужно лишь снять крышку генератора и на маховике (он же - ротор) закрепить вырезанную из дюралюминия крыльчатку центробежного вентилятора и согнуть из кровельного железа простейший направляющий кожух.

Рукоятки управления плугом сделаны из отрезков труб диаметром 22 мм и оснащены мопедными (или же мотоциклетными) органами управления двигателем: ручкой управления дроссельной заслонкой карбюратора (справа), а также ручкой управления сцеплением и ручкой управления коробкой передач (слева).



На левой рукоятке крепится также манжетка декомпрессора, позволяющая глушить двигатель. Обе рукоятки закрепляются в хомуте на раме плуга и могут при необходимости изменять своё положение в соответствии с ростом пахаря и удобством управления плугом.

Барабан лебёдки собирается из двух мопедных колёсных ступиц, на которых шестью винтами Мб закрепляется отрезок трубы большого диаметра -готовой или согнутой и сваренной из листа толщиной 3 мм.

Звездочки выбираются побольше - например, ведущая от взрослого велосипеда с z=41. Правда, толщина её маловата, так что лучше по стандартной звёздочке, как по кондуктору, вырезать из более толстого материала (стали или закалённого дюралюминия) новую.

В передней части мотоплуга на колёсной оси располагается направляющее роликовое устройство, через которое пропускается буксирный трос. Оно состоит из пластины-основания, на которой смонтированы пять роликов: четыре на самом основании, а пятый, ось которого перпендикулярна осям остальных роликов,-в приваренной к основанию вилке.

Якорное устройство для закрепления троса просто по конструкции.
Лапа якоря (заглубляемая в землю часть) напоминает лезвие сапёрной лопаты. Толщина стального листа-заготовки для его изготовления - 2 мм.

Траверса - внешняя часть якорного устройства - из стального прутка диаметром 16 мм; для крепления троса к траверсе приваривается проушина из прутка диаметром 8 мм.

Следует отметить, что конструкция якорного устройства существенно зависит от характеристик обрабатываемой почвы. В некоторых случаях, возможно, понадобится увеличить площадь якоря, а то и перейти к другой схеме фиксации троса в грунте - например, с помощью специального «штопора» из прутка диаметром 16-18 мм, ввинчиваемого в землю с помощью воротка. Как показывает практика использования подобных «штопоров» для закрепления на стоянках самолётов, вырвать их из грунта практически невозможно.

Чертежи лебедки

Лебедка, которая пашет
Лебедка, которая пашет
Лебедка, которая пашет
Лебедка, которая пашет
Лебедка, которая пашет