Стол - корень своими руками
Секреты умельцев /28-мар,2016,22;59 /
9982
Изделия Юрия Гусарчука из г. Дрогобыча уже давно известны далеко за пределами Украины. мастер на высоком профессиональном уровне превращает корни деревьев в оригинальные столы, необычные стулья и роскошные скульптуры.
С детства Юрий увлекался резьбой по дереву. Позже в Ивано-Франковском профессиональном техническом училище получил профессию мастера художественной резьбы по дереву. Уже во время учебы его работы экспонировались на выставках в Киеве и Москве. Резьбой же из корней деревьев Юрий занялся в последние 15 лет.
— Сначала вырезаю вот таких старичков, которые «держат» столы или стулья — делится мастер. — Смастерил около сотни подобных дедушек.
Не участвую ни в персональных выставках, ни в фестивалях: для меня лучшая награда — не дипломы, а радостные глаза человека, которому понравилась моя работа.
Рождение скульптур
Процесс создания шедевра долгий. Бывает, на поиски нужного дерева у резчика уходит день или два в лесу. Больше всего подходят черная ольха, липа, американский клен, верба или лещина.
— Выкапываю пенек, снимаю кору, — делится мастер, — тщательно мою и очищаю ствол и наросты от камбия. Затем поворачиваю вверх корнями и, обрезав лишнее, выбираю древесину так, чтобы образовалась чаша, но при этом остались самые толстые корни, на которых будет стоять стол (фото 1). Оставляю пенек на год, чтобы высох.
Затем вглядываюсь в заготовку и представляю образ старичка, — очень важно найти именно то место, где будет лицо (фото 2, 3), а позже появятся и остальные детали головы. Наметив, где будет нос, глаза, щеки, прикидываю, какая у «дедка» будет прическа, и начинаю работать резцами для дерева, потом шлифую изделие. Процесс превращения пенька довольно сложный и требует не только времени, но и хорошо развитого воображения, усидчивости. Нередко приступаю к работе утром, а заканчиваю ее глубоко за полночь.
Важно!
Подходят только деревья с наростами: именно их золотые руки мастера превратят в усы,бороды и брови.
После того как из пенька родилась скульптура, обрабатываю ее внизу бейцем* (морилка со временем выгорает) из распылителя, чтобы усилить тень. После высыхания покрываю стол матовым лаком для защиты дерева от влаги, пыли и грязи. Далее изготавливаю «шляпки»-столешницы: склеиваю доски, вырезаю из них круг или овал, шлифую, лакирую и прикрепляю к пеньку.
Столик готов (фото 4)!
Советы от профи
■ Собираю пеньки только ранней весной, максимум — до середины лета: в это время камбий с корой легко снять со ствола. А если выкопать пенек позже, то очистить от коры очень трудно — ствол будет шереховатым, а нужен гладкий.
■ Чтобы верхушка ствола не растрескалась при обработке, оставляю на ней фрагмент коры шириной примерно 15 см.
*Бейц — порошковый водорастворимый краситель для тонирования деревянных поверхностей. Отличается высокой светостойкостью и насыщенностью цвета.