Из чего лучше сделать садовые дорожки
Приусадебное хозяйство /24-янв,2019,22;54 /
3975
Для второстепенных маршрутов и в дальних уголках сада вполне подойдут тропинки с мягким покрытием - из кирпичной крошки, гравия или гальки. Но на главных дорожках, особенно если в усадьбе живут постоянно, укладывают сплошное твердое покрытие. Твердые дорожки обязательны между беседкой и домом (для перемещения сервировочного столика на колесиках) и на хозяйственных маршрутах, где для транспортировки грузов используют тачку.
Для людей и машин
Материалы для дорожек и подъездов должны быть морозостойкие, в меру гладкие, но не скользкие, и устойчивые к стиранию. Для пешеходных дорожек достаточно материала с меньшей прочностью. Подъезд для автомобиля следует сделать из материала, выдерживающего большие нагрузки. Надежны и долговечны дорожки, базирующиеся на бетонном основании. Если в зонах с серьезной нагрузкой мостят поверх гравийнопесчаной подушки, толщина камня должна быть минимум 6-8 см, при этом предпочтение лучше отдать не слишком крупным плитам.
В местах проезда и стоянки автотранспорта важна устойчивость дорожного покрытия к жирам, бензину, растворителям, здесь используют непористые материалы либо обрабатывают мощение защитными составами.
Основные правила
Дорожки и садовые площадки мостят однотипным строительным материалом. Это придает всему пространству стилевое единство. На обширных садовых участках допускается комбинировать несколько различных покрытий, но не более 2-3 видов. Для мощения извилистых дорожек выбирают элементы некрупного размера, такие как брусчатка, клинкер, небольшая тротуарная плитка. Эффектно смотрится сочетание крупных элементов с мелкими. Удачным будет использование мостовых изделий с имитацией меж-плиточных швов.
Прокладываем пути
Дорожки и подъезды размечают так, чтобы по ним можно было передвигаться, не портя газон.
Пешеходная дорожка должна иметь ширину не менее 0,8 м, а подъезд - 3 м. Чтобы извилистая дорожка по всей длине имела одинаковую ширину, воспользуйтесь простым приемом. Напилите рейки нужной длины и разложите их на земле, повторяя изгиб дорожки. На концах реек вбейте колышки и соедините их шпагатом. На резких поворотах и в местах, где предполагается посадка в автомобиль (у ворот, гаража, перед домом, на парковочной площадке), путь расширяют.
Наш совет.
Чтобы определить необходимое количество материала для мощения, надо измерить длину и ширину будущей «дорожной сети» и, перемножив результаты, вычислить ее общую площадь. Например, тропинка шириной 1,2 м и длиной 7 м потребует около тонны натурального камня.
Чтобы определить необходимое количество материала для мощения, надо измерить длину и ширину будущей «дорожной сети» и, перемножив результаты, вычислить ее общую площадь. Например, тропинка шириной 1,2 м и длиной 7 м потребует около тонны натурального камня.
Дорожка слой за слоем
Прочность покрытий в значительной степени зависит от соответствующего подбора материалов и надлежащей укладки всех слоев.
Подложка. Для начала нужно сделать подложку. Наметьте дорожку или подъезд и снимите грунт с этой площади на такую глубину, чтобы уместились основание и завершающий слой. Покрытие должно выдаваться на 2-3 см над грунтом для свободного стока дождевой и талой воды. Дно земляного корыта следует тщательно утрамбовать.
Основание. Состоит из несущего слоя и подсыпки. На дно выемки укладывается слой гравия (10-1Б см) и хорошо утрамбовывается. Если по покрытию должны ездить автомобили, следует уложить дополнительный слой крошки и утрамбовать его. На подготовленный таким образом несущий слой укладывается песок, выравнивается по направляющим, но не утрамбовывается. Уклон дорожки в ширину должен составлять 1-2°.
Бордюр. Бордюрные камни вымощенной дорожки устанавливают вертикально в тощий бетон, землистовлажную смесь щебня и цемента в соотношении 8:1.
Покрытие. После укладки отделочного материала все щели между элементами покрытия заполняются песком и промачиваются.
Клинкер
Клинкерный кирпич имеет шероховатую поверхность и от обычного строительного кирпича отличается повышенной влагостойкостью и толщиной - всего 45 или 52 мм. Клинкер используется на дорожках и площадках класического стиля. Укладывается на утрамбованный грунт и песчаную подушку толщиной 2,5 см. Для мощения подъездов обычно используют мостовой клинкер, для пешеходных дорожек и площадок достаточно обычного клинкерного кирпича. На дорожках клинкерные элементы можно уложить продольно, чтобы толщина покрытия составляла около 5 см. На подъездах покрытие несет большую нагрузку, поэтому клинкер -лучше укладывать торчком, создавая слой толщиной 100 или 59 мм. При мощении между клинкерными элементами оставляют швы шириной 3 мм и зашламовывают их сухой песчано-цементной смесью, которую затем увлажняют.
Наш совет
В продаже можно встретить интересные варианты клинкерного кирпича. Так, некоторые камни, оснащенные разными системами камер, обеспечивают просачивание дождевой воды через выемки и отверстия. Такой дренажный кирпич хорошо использовать для мощения больших площадок или террас.
В продаже можно встретить интересные варианты клинкерного кирпича. Так, некоторые камни, оснащенные разными системами камер, обеспечивают просачивание дождевой воды через выемки и отверстия. Такой дренажный кирпич хорошо использовать для мощения больших площадок или террас.
Натуральный камень
Очень красиво смотрятся в саду дорожки из натурального камня - базальта, гранита, известняка, песчаника. Каменные плиты чаще всего бывают квадратной или прямоугольной формы и имеют толщину 6-15 см. Иногда из них дополнительно вытесывают элементы помельче (брусчатка). Для прогулочных дорожек используют полнопиленую брусчатку с обработкой лицевой поверхности, которая делает ее шершавой и нескользкой. Колотая брусчатка идет на подъездные пути. Красиво мощение из плитняка неправильной формы. Для мощения подходят камни толщиной не менее 4 см, при укладке они подбираются по форме. Каменное покрытие укладывают на подсыпку из утрамбованного песка, либо песка, стабилизированного цементом в пропорции от 7:1 до 12:1. Очень большие, камни, которые трудно стабилизировать, кладут на бетон класса В10, формируя через каждые 3-5 м термошов.
Штампованный бетон
Это надежное, долговечное и сравнительно недорогое покрытие, имеет только один недостаток — оно некрасиво. Бетонная дорожка получится наряднее, если в бетон добавить цветной цемент или красители. Еще интереснее смотрятся поверхности из штампованного бетона. В зависимости от цвета бетонной смеси и шаблона, поверхность может имитировать каменную брусчатку, плиты песчаника, речной камень и даже доски. Получаемый эффект зависит от умения исполнителя и формы для нанесения рисунка. После загустения смеси ее поверхность покрывают отвердителем, придавая соответствующий цвет. Когда бетон еще свежий, формой наносят узор. Затвердевшее покрытие пропитывают раствором акрила, защищающим от впитывания влаги и грязи и придающим ему интенсивный цвет. Покрытие отличается глянцевой поверхностью и невысокой морозостойкостью.
Тротуарная плитка
Это наиболее популярный и недорогой материал для покрытий. Бывает двух видов - вибро-прессованная и вибролитая. Первая имеет шероховатую поверхность, противостоящую скольжению. Вторая более прочная, но гладкая и скользкая, особенно в дождь. Вибропрессованная плитка чаще всего идет на пешеходные дорожки, а вибролитая - на подъездные пути. Важна и толщина плитки: для пешеходных дорожек достаточно б см, для автомобильных подъездов она должна составлять не менее 8 см. В продаже имеется плитка разных цветов, форм и фактур.
Бетонные плиты
Имеют квадратную или прямоугольную форму со сторонами длиной 20-50 см и 35-100 см и толщиной 4-8 см. Плиты обычно однотонные, чаще всего серые, но можно найти в продаже и окрашенные, и даже с вкраплением цветной крошки. Чтобы избежать трудоемкой подрезки плит во время укладки покрытия, лучше всего установить такую ширину дорожки, чтобы она была кратной размеру плиты и прилегающего к ней шва.