Самосвал ИЖ-Юпитер

Приусадебное хозяйство /25-сен,2009,12;41 / 61363
Самосвал ИЖ-Юпитер

Хочу представить на суд читателей свою самостоятельную разработку. Это опрокидывающийся грузовой кузов для бокового прицепа мотоцикла типа «ИЖ-Юпитер». Грузовичок на базе мотоцикла получился исключительно удачным — он демонстрировался на областном смотре самоделок в 1988 году и был удостоен поощрительного приза. Высокую оценку получил переоборудованный таким образом мотоцикл и на конкурсе товаров народного потребления, который проводил областной совет кооператоров. Полагаю, что мой грузовичок заинтересует многих владельцев мотоциклов — как сельских жителей, так и горожан, имеющих дачные участки.

Мотогрузовичок на базе мотоцикла «ИЖ-Юпитер-ЗК» верой и правдой служит мне уже много лет и является незаменимым помощником во всех случаях, когда надо привезти землю, доставить кирпич, песок, удобрения или строительные материалы — ведь транспортных работ на селе не счесть. Надо сказать, что такой грузовичок предпочтительнее мотоцикла с прицепом,— он маневреннее, безопаснее, для него не нужно никаких дополнительных колес, осветительных приборов и амортизаторов — только кузов. Наконец, его не надо регистрировать и ему не нужен номерной знак!

Грузовой опрокидывающийся кузов состоит из собственно кузова, основания и механизма фиксации. Чтобы установить его на мотоцикл, с рамы бокового прицепа снимается штатный пассажирский кузов и вместо него на штатных резиновых подушках болтами с резьбой Ml2 закрепляется основание с установленным на нем рычагом-фиксатором. На этом основании и закрепляется шарнирно опрокидывающийся кузов.
Самосвал ИЖ-Юпитер
Самосвал ИЖ-Юпитер
Самосвал ИЖ-Юпитер
Самосвал ИЖ-Юпитер
Самосвал ИЖ-Юпитер


Днище кузова выкраивается из двухмиллиметрового стального листа. Боковины из листовой стали толщиной 1,8 мм свариваются с днищем прерывистым швом. Верхние кромки боковин, а также передние и задние кромки днища имеют отбор-товки — они загибаются наружу на оправке диаметром 10...12 мм. Для крепления тента и установки стяжных шпилек вдоль верхних кромок боковин сверлятся отверстия 0 10 мм с шагом 150 мм. Шпильки-стяжки сделаны из десятимиллиметрового стального прутка; на боковинах они закрепляются с помощью двух гаек с каждой из сторон.



Передний и задний борта кузова — из стального листа толщиной 2 мм. И тот и другой имеют вертикальные отбортовки, позволяющие надвигать их (сверху вниз) на отбортовки боковин кузова, как это показано на рисунках. Окончательно соединяются борта с боковинами с помощью болтов Мб и гаек.

С основанием, сваренным из уголков и стальных полос, кузов соединяется с помощью шарнира из двух втулок, вырезанных из полудюймовой стальной трубы и приваренных к задней части основания, и одной запрепленной сваркой на днище кузова. Осью шарнира служат два отрезка стального прутка 0 12 мм, которые фиксируются во втулках шплинтами.

Расстояние от заднего борта кузова до оси шарнира выбирается в соответствии с высотой пустого кузова до дорожного полотна — обычно она составляет 300... 350 мм. В передней части основания привариваются еще две втулки длиной по 55 мм, вырезанные из полудюймовой трубы — они служат для соединения основания с рычагом-фиксатором. Чтобы не ошибиться, лучше всего окончательную сборку кузова производить, закрепив предварительно основание на раме бокового прицепа мотоцикла и установив на основание готовый кузов. После установки и приваривания деталей фиксатора основание снимается с рамы бокового прицепа, и между резиновыми подушками рамы и основанием кузова закрепляются деревянные бруски с габаритами 50X50X250 мм.

Для фиксации кузова в транспортном положении спереди, в нижней части боковин, привариваются два г-образных штыря, а в верхней части правой боковины еще один — для фиксации кузова в поднятом положении при разгрузке сыпучих грузов. При этом кузов должен иметь наклон относительно горизонтали в 60е. Штыри имеют отверстия под шплинты. Точное положение штырей и крючков определяется по месту. Учтите, чтобы избежать дребезжания кузова при движении, фиксацию его следует производить «внатяг».

Чтобы опрокинуть полностью загруженный кузов, требуется усилие около 40 кг. При транспортировке длинномерных грузов (труб, бревен и пр.) передний и задний борта снимаются. Точно так же снимается задний борт при разгрузке сыпучих грузов.
Борис РОЖКОВ,
г. Целиноград,
Казахстан