Самодельный мотоблок «Электроник»
Приусадебное хозяйство /15-мар,2011,19;47 /
59270
«Электроник» по настоящему оценили многие обитатели станицы. Большинство, видя, как скоро Василий Алексеевич с применением мотоблока расправляется с собственными и соседскими сотками, приступали рыться в своих сараях в поисках древних мотороллеров. И отныне в огородах рычат по весне примерно 10-ка близнецов «Электроника». Казаки тиражировали машину вовсе не потому, что затруднялись выдумать что-то похожее сами, — в станице умельцев достаточно. Как они твердят, в данной конструкции нет ничего лишнего — исключительно самое нужное. Он прост, технологичен и надежный, что, практически, и подтверждает годы удачной эксплуатации мотоблока.
Для изготовления мотоблока пригодились всего-навсего силовой агрегат «мотор—колесо» от мотороллера «Электрон» (отсюда и название — «Электроник»),немного обычных труб да и разные мелочи. Силовой агрегат взят практически без переделок.
Переделки же, которым подвергся силовой агрегат, довольно незначительны.
Во-1-ых крышка устройства сцепления была повернута на 120° для более комфортного присоединения к ней троса управления. Во-вторых, к сектору коробки передач приварено плечо длиной 72 миллиметра с ушком под рулевую тягу — стало заметно проще включать передачи. В-третьих, выпрямлен впускной патрубок, чтобы при неизбежно резких и крутых наклонах карбюратор, снабженный воздухофильтром от мотоцикла «Панония», функционировал без перебоев.
Поскольку для разных режимов функционирования мотоблока нужно дополнительное передаточное отношение, были изменены на самодельные узлы ведущей и ведомой звездочек. 1-ый содержит в себя каленую шлицевую ступицу с приваренной к ней другой ведущей звездочкой и конусный вал с заточен под ключ на 32 миллиметра. Конусная шейка вала сделана для посадки на нее шкива ременного привода, идущего к компрессору. Один из вариантов использования агрегата (взят из тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130) может быть прикреплен к мотоблоку спереди и использован для опрыскивания растений либо окраски (на рисунке не показан). Узел ведомой звездочки содержит подобную же каленую ступицу, втулку-корпус и новую ведомую звездочку, сваренные воедино.
Переделанный таким способом силовой аппарат соединен с рамой, сваренной из труб 26,8x2,8 и отчасти 21,3x2,8 мм. Левый лонжерон сделан прямым, правый — изогнутым, огибающим корпус движка. Впереди оба они расплющены для образования законцовок, в коих просверлено 4 дырки:одна пара соосных отверстий используется для подвески блока «мотор—колесо», другая, вместе с уголковыми упорами, — для откидной подставки, удерживающей мотоблок на стоянке в вертикальном состоянии.
Ближе к середине к лонжеронам приварены стойки ложа топливного резервуара. Стойки слегка наклонены назад по соотношению к раме с тем, чтобы при стоянке либо работе мотоблока бак (от мопеда «Рига») занимал горизонтальное размещение и бензин подавался беспрепятственно.
Заканчиваются лонжероны уголковой траверсой и трубчатой поперечиной. К траверсе прикреплена опора, та, которая придает жесткость структуре мотоблока, поскольку вместе с маятниковым рычажком и рамой она являет собой силовой треугольник (верхние ряды отверстий в опоре — для подгонки поручней контроля под рост работника). Поперечина же предназначен посадочным местом для кронштейна подвесных орудий.
За лонжеронами, под углом 30° к ним, проходят поручни управления, тоже из трубы. Они держут на себе: слева — рычаг сцепления, справа — манетку «газа». Посреди вварена трубчатая распорка, к которой прикручен рычаг, тяговой проводкой связанный с сегментом коробки переключения передач (осевой люфт в проводке выбирается регулировкой задней тяги).
Концы поручней мотоблока не имеют рукояток (владелец блока держится за голый металл — это не очень удобно, особенно при пахоте, когда мотоблок наиболее норовист и неустойчив;желательно надеть резиновые ручки).
Узел крепления навесных орудий. Он выполнен из ползуна и кронштейна, скрепленных стременем. Стремя согнуто из железного прута диаметром 12 мм, на концах резьба М12. Ползун сварен из 2-ух уголков, оснащен стопорным болтом М10 и одет на поперечину рамы еще при ее сборке. Кронштейн заимствован готовым (от сельхозмашины); там есть прямоугольное отверстие, в которое вводится держак, припустим, плуга и фиксируется болтом М14.
Подобная конструкция узла позволяет подвесному орудию три степени свободы, то есть можна регулировать его по вертикали (болтом М14 кронштейна) и в незначительных границах по горизонтали и по углу — вдоль и вокруг оси поперечины (стопорным болтом М10 ползуна). Последняя регулировка — по углу — ступенчатая, шаг ее задается отверстиями на конце изогнутой планки, жестко фиксирующей навесное орудие в выбранном состоянии.
Навесных орудий для этого мотоблока три: плуг, культиватор и пропольщик. Первые два — стандартные, без доработок. Третий же, используемый для выкапывателя картофеля, дополнен улавливателями клубней — стальными прутками диаметром 10 мм, приваренными в три ряда.
Для сбора урожая держак поворачивается назад на наибольший угол, чтобы лапки пропольщика встали чуть ли не вертикально и действовали как лопата, выкапывающая картофель. Улавливатели при этом, просеивая земляные комья, захватывают клубни и сгребают в кучки — остается только собирать их в мешки.
Во время работы с навесными орудиями на колеса «Электроника» надеваются грунтозацепы (двух типоразмеров), собранные из полосовых ободов, уголковых перекладин и щек. Для более детального ознакомления чертежи прилагаются.
При выкапывании картофеля — грунтозацепы с перекладинами длиной 145 мм (двухколесный вариант). В этом случае колесо снимается, вынимается и штатная ось (вместе с шарикоподшипниками 204), а на ее место устанавливается задний мост. Как сделан мост и какие детали нужны, Вы можете просмотреть на чертежах внизу.
Чертежи мотоблока
Нажимаем->увеличиваем